понедельник, 11 мая 2015 г.

"Резонанс" — альбом, что вызывает резонанс в душах слушателей

Несмотря на то, что две вышедших в 2014 году пластинки группы «Сплин» объединены одним названием, вряд ли стоит воспринимать их как единое целое. Общего между ними лишь то, что составившие альбомы песни написаны в один период и записаны одними и теми же людьми. В истории русской рок-музыки уже случалось нечто подобное в начале нулевых, когда группа «ДДТ» выпустила «Единочество», разбив работу на две части, а по факту выдав два совершенно разных альбома. В случае с группой «Сплин» разница между двумя частями «Резонанса» не так заметна, но всё же она есть. 























Например, после прослушивания обеих пластинок можно заметить, что лирика первой более философская, в то время как лирика второй носит повествовательный характер. Песни со второго «Резонанса» похожи на стихотворные рассказы, а прологом к этой пластинке вполне может служить опубликованная незадолго до её выхода поэма «Павловский парк». Эхо, о ловле которого в комментариях к альбому ещё весной говорил Александр Васильев, на «синей» пластинке слышно более явственно. В песнях оно нашло отражение как в виде музыкальных полунамёков, так и в форме явных самоцитат в текстах. 

Например, «Полная луна», по субъективным ощущениям, отсылает слушателя ко временам, когда саунд «Сплина» во многом определяла флейта Яна Николенко, а «Исчезаем в темноте» навеяна прощальной «До встречи!» с «Сигнала из Космоса». При этом ощущения явной вторичности песен не возникает, даже наоборот, всё в альбоме видится уместным и естественным. Неожиданно на «Резонансе» прозвучала и новая версия песни «Ковш», впервые опубликованная на альбоме «Обман Зрения». Теперь она называется «Танцуй!», а её текст дополнен несколькими вынесенными в скобки припевами. Осуществлять, как это теперь модно говорить, перезагрузку старых произведений для «Сплина» не впервой, однако на этот раз песня действительно зазвучала по-новому и воспринимается не как ремейк, а как новое самостоятельное произведение. Как и в первой части «Резонанса», во второй также нашлось место для цитат классиков. Если на «красном» альбоме Александр цитировал Осипа Мандельштама («город, знакомый до слёз»), то теперь вспоминает Владимира Высоцкого («слетает хмель на цифре 37»). 


 В «Резонансе» большей частью слышны отголоски позднего «Сплина», что, на самом деле, поддаётся логическому объяснению: в зрелом возрасте течение времени ощущается не так, как в молодости, мы в нём просто растворяемся и существуем уже не замечая ход, пребывая в своём естественном состоянии. Хорошо, когда в нём присутствует гармония. В «Резонансе», несмотря на временные всплески нервозности, она есть.



"Резонанс. Часть 1"



«Резонанс. Часть 1» — двенадцатая по счету студийная пластинка группы «Сплин», датой премьеры которой стало 1 марта 2014 года. Несмотря на то, что с момента презентации прошлого альбома — «Обман зрения» — прошло всего чуть больше года, Александр Васильев и его команда успели сочинить и записать больше 20 песен, поэтому «Резонанс» пришлось разделить на две части. Выходу пластинки предшествовал выпуск сингла «Мороз по коже».

Александр Васильев об альбоме «Резонанс. Часть 1»:

«В этот раз собралось какое-то огромное количество песен, за год – порядка 25 – 27. И мы так взяли и не спеша их записали… Правда, некоторые вещи по 2 – 3 раза переписывали, потому что не нравилось по началу, но сейчас все очень хорошо»
«Там нет ни слова о современной действительности. Нет ни одного мема, нет ни одного архетипа. А есть песни о том, что беспокоит людей во все времена, вот и все. Это важно в любое время. Независимо о того, какое время года, какой политический строй»

2014 год был юбилейным для группы. Ей исполнилось 20 лет, и равнодушный к юбилеям и датам Васильев отмечает это событие самым приятным для поклонников образом — выпуском двойного альбома. В физике явление резонанса заключается в том, что при какой-то частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы.

Четырнадцать песен первого «Резонанса» складываются в такую стройную и цельную картину, что не отозваться на эту «силу» невозможно.


Если на последних альбомах группы Александр Васильев неудержимо свёл свои тексты к какой-то почти предельной минималистичности — простые рифмы, повторяющиеся строки, то в «Резонансе» три-четыре условные считалочки-мантры лишь необходимо разделяют пространство альбома, песни которого — настоящая серьёзная поэзия.

Значительную роль на альбоме играют литературные и музыкальные аллюзии и цитаты. Фактически каждая песня — это «приветы» любимым авторам лидера «Сплинов». Здесь Led Zeppelin встречает Хармса — песня «Всё наоборот», «Король и Шут» самого Васильева — песня «Старый дом», а аллюзия на Высоцкого «Рай в шалаше» лишена всякой твёрдости первого, и так невероятно расцветает в замечательно романтичной своей аранжировке с струнными, что кажется, что такого духоподъёмного трека, мы не слышали от группы давно.

Одна мучительная деталь для фанатов. Девятая песня «Помолчим немного». Автор этой песни не указан. Такое группа проделывает впервые. Это не кавер, не любимые Васильевым Бродский или Гребенщиков. Просто неизвестный автор, на текст которого сделана одна из самых мощных песен альбома. Под очень жёсткую и размеренную как удары молота ритм-секцию, Александр Васильев фактически читает, а не поёт.

Нельзя, однако, сказать, что альбом перегружен заумными интенциями. Всё совсем наоборот. Васильев берётся бесстрашно объяснять и переобъяснять большие вещи так, чтобы это было понятно и ребёнку. Ирония абсурдистов и авангардистов, лукавая усмешка. Но при этом очень точные и простые слова о самом главном.

Александр Васильев об альбоме: 

«Обожаю Борхеса. Обладая энциклопедическими знаниями, он все свои философские доктрины оформлял в виде детективов, то есть в простейшей форме. Вывод: если ты дофига умный - говори просто! И это правило - в основе всех песен и всего альбома и жизни в целом.»


В первой части «Резонанса» властвуют стихии воды, города и дорог.




"Резонанс. Часть 2"





Александр Васильев об альбоме: 

 «Вторая часть «Резонанса» будет естественным продолжением первой. С ней всё просто: все песни с обеих частей появились в короткий срок, поэтому и объединены в альбом с одним названием. Песни на альбоме - от бард-рока до экспериментов, лирика - от баллад до примитивизма».

В очередной раз приходится отметить точность названия.
Как и в случае реального орбитального резонанса, когда небесные тела сближаются, находясь в определённых точках своих орбит, и возникающие изменения силы гравитационного взаимодействия этих тел могут их орбиты стабилизировать, такая же ситуация и с описанием положения двух этих пластинок по отношению друг к другу.


Выдавать по два-три больших хита на альбоме вообще отдельный талант Васильева. На радио уже появилась песня «Оркестр», удивительно точно рифмующая одну из самых страшных эпох его родного Петербурга с нынешним временем. Тема города как такового и Петербурга в частности, кстати, одна из центральных на обеих частях «Резонанса». 

Впрочем, пожалуй, главный хит альбома - «Песня на одном аккорде». Трек безусловный в своей лихой весёлости и моментально цепляющий. Громкая, хлёсткая и актуальная «Нефть» с тотальным как молитва припевом - «...всюду льётся нефть, всюду льётся нефть».
И отдельного внимания стоит песня «Шахматы». Совершенная рэп-поэма, в энный раз выводящая Васильева за рамки автора песен в большие поэты.






1 комментарий: